Некоторые вопросы учета и налогообложения водопользования в Украине

 

В статье рассмотрены требования налогового законодательства в сфере водопользования, выделены его особенности и предложены меры совершенствования налогообложения

 

Правовое регулирование

Государственная политика в сфере управления водными ресурсами в стране осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей среды», Водного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов. В соответствии с требованиями ст. 2 Водного кодекса Украины задачей водного законодательства является регулирование правовых отношений с целью обеспечения сохранения, научно обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики. Действенными инструментами обеспечения рационального использования водных ресурсов является учет водопользования и система налогообложения специального использования воды.

Государственный учет водопользования осуществляется в соответствии с приказом Минприроды Украины «Об утверждении Порядка ведения государственного учета водопользования» от 16 марта 2015 № 78 (далее - Приказ № 78) и ведется с целью обеспечения сдачи государственного водного кадастра, а также систематизации данных о заборе и использование вод, сброс сточных вод и загрязняющих веществ.

Государственный учет водопользования осуществляется путем представления водопользователями отчетов об использовании воды по форме № 2ТП-водхоз (годовая), один раз в год не позднее первого февраля следующего за отчетным года. Несмотря на довольно удобный алгоритм заполнения статистической отчетности в сфере водопользования, остаются неопределенными некоторые положения. В частности, согласно п. 5.11 Приказа № 78 Таблица 2 Отчета предназначена для учета объемов обратных (сточных) и других вод, сбрасываемых непосредственно в водные объекты и подземные горизонты, передаются другим водопользователям или поступают на поля орошения, рельеф местности , поля фильтрации, в накопители и выгреби, а также для учета количества загрязняющих веществ. В пункте 5.14 Приказа отмечается механизм кодирования загрязняющих веществ в соответствии с кодами основных загрязняющих веществ и их количества. Остается несколько неопределенным, какие именно загрязняющие вещества необходимо отражать в Отчете, то есть по каким именно параметрам и по какой методике возможно расчета общего количества загрязняющих веществ, подлежащих контролю и статистическому учету.

Основные принципы механизма платности природопользования определены в ст. 3 Закона Украины «Об охране окружающей среды», согласно которой одним из основных принципов охраны окружающей среды является бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности.

 

 Статья 49 Водного кодекса Украины определяет платность специального водопользования, а именно забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов. Базой налогообложения в сфере водопользования в соответствии со статьями 242.1.2 и 255.3 Налогового кодекса Украины являются:

- объемы и виды загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;

- рентная плата за специальное использование воды (фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения).

 

Особенности налогообложения

Ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определены в ст. 245 Налогового кодекса Украины. Для девяти основных загрязнителей (азот аммонийный, органические вещества, взвешенные вещества, нефтепродукты, нитраты, нитриты, сульфаты, фосфаты и хлориды) сформирована фиксированная ставка налога за сбросы одной тонны вещества в водные объекты. Для других категорий загрязняющих веществ ставка экологического налога за тонну варьируется в зависимости от градации предельно допустимых концентраций или ориентировочно безопасного уровня воздействия.

 Формирование перечня загрязняющих веществ, вносится в статистической отчетности по форме № 2ТП-водхоз (годовая) и налоговой декларации экологического налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, фактически происходит на основе разрешения на специальное водопользование (постановление КМУ «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на специальное водопользование и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 № 459 »от 13 марта 2002 № 321) и утвержденных Нормативы предельно допустимого сброса (Постановление КМУ «О Порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и перечень загрязняющих веществ, сброс которых нормируется» от 11сентября 1996 № 1100).

 

Источник: редакция журнала «Экология предприятия»